Важность формирования двигательных навыков для обучения в школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ Но кроме основных трех аспектов не стоит забывать об общем физическом развитии и двигательных навыков детей. Очень часто родители делают распространенную ошибку, когда перед школой в развитии ребенка делают упор на интеллектуальных способностях, при этом в меньшей мере уделяют внимание социально-эмоциональной стороне, а физическое развитие и вообще порой и вообще игнорируется. Однако от физического развития ребенка зависит множество сторон. Здоровье. Современные статистические данные говорят о том, что среди поступающих в первый класс детей только 10% имеют первую группу здоровья. Однако только здоровый ребенок может быстро адаптироваться в школе и эффективно усваивать знания. Работоспособность. Достаточная двигательная нагрузка способствует правильному кровообращению, а значит головной мозг ребенка получает достаточное питание и насыщение кислородом, что благоприятным образом сказывается на умственной работоспособности. Эмоциональное самочувствие. Ребенок, испытывающий различные деструктивные эмоции не способен правильно развивать и усваивать необходимые знания. Двигательная активность способна снимать такие эмоциональные состояния, как напряжение, агрессивность, делают ребенка более жизнерадостным. Графомоторные навыки. Умения действовать кистью и пальцами рук имеет большое значение в овладении письмом. Кроме того развитие мелкой моторики рук способствует развитию речевых центров головного мозга .Общение. Недостаточное развитие двигательных навыков ребенка не дает возможность ребенку играть в подвижные игры с другими детьми. Осанка. Хорошая осанка предполагает хорошо развитые мышцы. Больше движения и спортивные занятия — вот наилучшее средство для укрепления мускулатуры. Уверенность в себе. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе, он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолевать. Важность формирования двигательных навыков для обучения в школе. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Подготовил: педагог-психолог Еремеева А.С. |