Как надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет

  • Не ругать и не наказывать постоянно ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
  • Не говорить, «да» когда необходимо твердое «нет».
  • Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем  у ребенка может  повыситься чувство ответственности.
  • Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в тоже время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя  ему во всем — это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного  мщения исподтишка.

Запомните, все, что происходит  с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его,  многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша. Чтобы кризис прошел благополучно любите своего ребенка.

Суть кризиса 3-х лет

  • Ребенок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них».
  • Стремление к самостоятельности
  • Изменения в социальных отношениях ребенка с окружающими людьми
  • Изменятся отношение ребенка к себе и людям      
  •  Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
  • Перестраивается социальная позиция ребенка к авторитету матери и отца
  • Ребенок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребенка
  • С одной стороны ребенок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он еще не готов.

Кризис 3-х лет. Понять и пережить.

Как усугубить ситуацию или «вредные» советы родителям

  • Настаивайте на своем, вы же правы!
  • Сломите детское упрямство       ( тогда у ребенка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
  • Не давайте ему ничего делать самостоятельно ( он же еще маленький и глупый)
  • Покажите ребенку, что его мнение никто в расчет не берет
  • Постоянно ругайте

Если ребенок в падает в истерику :

  • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы  в поведении с ребенком. Если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести.
  • Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
  • Не старайтесь поднять ребенка с пола.
  • Не оставляйте ребенка одного.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.
  • Переключите внимание ребенка «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?». Подобные приемы заинтересуют и отвлекут ребенка.

Подготовила: педагог-психолог Еремеева А.С.


«Формирование адекватной самооценки ребенка»

Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.

   Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления – и родителям необходимо знать, как именно это происходит, чтобы иметь возможность воздействовать на самооценку ребенка и, при необходимости, корректировать ее.

Значение самооценки в жизни человека

   Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной. Обладатели завышенной самооценки переоценивают свои умения, что ведет к неадекватному восприятию себя и возможным проблемам. Обладатели адекватной самооценки обычно хорошо знают свои сильные и слабые стороны, поэтому могут вовремя их показать или скрыть. Такие люди относятся к себе с позитивом и открыты окружающему миру. Обладатели заниженной самооценки крайне негативно настроены к окружающим, страдают от недостатка уверенности в себе и уважения к собственной личности. Такие люди чувствуют себя слабыми, неспособными на какие– то подвиги и с недоверием относятся к окружающему миру.
   Как видите, самооценка влияет практически на все сферы жизни и определяет уровень и качество жизни человека в целом. Конечно, самооценка способна меняться в течение жизни, но основы ее закладываются в раннем возрасте. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.

Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте

   Большинство детей дошкольного возраста обладают завышенной самооценкой – и это считается абсолютно нормальным. Еще бы – малыша нежат, балуют, «сюсюкаются» с ним, а любое, даже самое малюсенькое достижение, воспринимается как настоящий подвиг. «Ты самый умный в группе!», «Ты такой сильный!», «Ты лучший на свете!» –  вот какие фразы чаще всего слышит ребенок дошкольного возраста в любящей семье.
   Естественно, он на самом деле начинает считать себя самым – самым, а самооценка ребенка взлетает до небес.
   Формирование самооценки ребенка в раннем дошкольном возрасте зависит еще и от того, что он еще не способен отделять свои действия от своей личности в целом. То есть, тот или иной поступок в сознании ребенка автоматически определяет его как личность. Это проявляется в такого рода мыслях: «Я убралась в комнате, я хорошая» или «Я разбил мячом окно – я плохой». Именно в связи с такой психологической особенностью детей дошкольного возраста специалисты не рекомендуют родителям сравнивать с другими. Ведь если малыш сделал худший поступок, чем кто – то – значит, он в целом хуже другого ребенка. А такое осознание уже сильно влияет на формирование оценки у ребенка в раннем возрасте.
   Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся отделять свои поступки от собственной личности в целом, давать верную оценку своим поступкам и самостоятельно контролировать свое поведение. В процессе формирования самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте важную роль играет общение с близкими родственниками. Именно взрослые формируют у ребенка систему ценностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок ударил своего друга, а взрослые не сделали ему замечание и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он не будет считать, что сделал плохо. А если малыш нарисовал удачную картинку, а его не похвалили – это также наложит отпечаток на самооценку ребенка.

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку?

   Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:

  1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.
  2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.
  3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («ты плохой»).
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.
  5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет, несмотря на то, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Также учитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!
  6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.
  7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда..», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим.
  8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Только следите за тем, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить. Это очень важно для формирования самооценки ребенка.
  9. Подавайте ребенку пример – пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».
  10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь.

   Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Адекватная самооценка – путь к достойному уровню жизни!

Подготовил: педагог-психолог Еремеева А.С.

 

Консультация для родителей.

Важность формирования двигательных навыков для обучения в школе

         Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 

Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Но кроме основных трех аспектов не стоит забывать  об общем физическом развитии и двигательных навыков детей. Очень часто родители делают распространенную ошибку,  когда перед школой в развитии ребенка делают упор на интеллектуальных способностях, при этом в меньшей мере уделяют внимание социально-эмоциональной стороне, а физическое развитие и вообще порой и вообще игнорируется. Однако от физического развития ребенка зависит множество сторон:

  • Здоровье. Современные статистические данные говорят о том, что среди поступающих в первый класс детей  только 10% имеют первую группу здоровья. Однако только здоровый ребенок может быстро адаптироваться в школе и эффективно усваивать знания.
  • Работоспособность. Достаточная двигательная нагрузка способствует правильному кровообращению, а значит головной мозг ребенка получает достаточное питание и насыщение кислородом, что благоприятным образом сказывается на умственной работоспособности
  • Эмоциональное самочувствие. Ребенок, испытывающий различные деструктивные эмоции не способен правильно развивать и усваивать необходимые знания. Двигательная активность способна снимать такие эмоциональные состояния, как напряжение, агрессивность, делают ребенка более жизнерадостным.
  • Графомоторные навыки. Умения действовать кистью и пальцами рук имеет большое значение в овладении письмом. Кроме того развитие мелкой моторики рук способствует развитию речевых центров головного мозга.
  • Общение. Недостаточное развитие двигательных навыков ребенка не дает возможность ребенку играть в подвижные игры с другими детьми. 
  • Осанка. Хорошая осанка предполагает хорошо развитые мышцы. Больше движения и спортивные занятия — вот наилучшее средство для укрепления мускулатуры.
  • Уверенность в себе. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе, он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолевать.

    Консультация для родителей.

    Важность формирования двигательных навыков для обучения в школе

    Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

     

    Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

    Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

     Подготовил: педагог-психолог Еремеева А.С.

    Консультация для родителей

    «Особенности поведения детей и способы конструктивного реагирования родителей»

     Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка младшего дошкольного возраста?

    В 3 года — может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

    • способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;
    • может помогать взрослым;
    • может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;
    • допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

    Плохое  поведение:

    • не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;
    • не хочет заботиться о других;
    • эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
    • истерики, слезы, крик.

    Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

    • говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;
    • целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;
    • избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;
    • терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;
    • сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

    Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

    среднего дошкольного возраста?

    В 4 года — ведет себя нормально (хорошо)  более продолжительное время:

    • способен к сотрудничеству со сверстниками;
    • может соблюдать правила очередности;
    • может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

    Плохое поведение:

    . напоминает поведение ребенка более младшего возраста — временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

    Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

    • проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению ребенка;
    • не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;
    • отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток ребенка наладить с вами отношения;
    • позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

    Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

    старшего дошкольного возраста?

    В 5 лет — ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении:

    • соблюдает раcпорядок дня;
    • может ориентироваться во времени по часам;
    • лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом.
    • разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
    • бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;
    • ябедничает на сверстников.

    Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

    • не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;
    • не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;
    • обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;
    • внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам — они могут быть справедливыми.

    В 6 лет — теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

    • способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
    • удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
    • начинает осознавать свои переживания;
    • активно интересуется отношением окружающих к себе;
    • претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

    Плохое  поведение:

    • лжет в целях самозащиты;
    • непоседлив и возбудим;
    • продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;
    • допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

    Советы взрослому, которые пожнут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

    • будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;
    • давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом;
    • жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;
    • выполняйте монотонные операции вместе с ребенком — достаточно просто вашего присутствия рядом.                                                                                                                                             Подготовил: педагог-психолог Еремеева А.С.