Игры и упражнения

Старшая группа

«Хлопаем в такт»

Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

«Сенокос»

Цель: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

«Помидоры»

Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

«Яблонька»

Цель: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

Веточки на яблоньке

Висли от печали.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,

Яблоки о землю

Громко застучали.

Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Качание опущенных рук вправо-влево.

Качание рук вперёд-назад

Хлопки по коленкам

«Ай, дуду»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.

Пружинка с разворотом

Имитация игры на трубе

Изображают дым

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть

«Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

            Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

                   Серый грозный волк идёт.

                   Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                    раскрывая кулачки

                    Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

                    Острые зуби-щи,                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                      раскрывая кулачки

                     Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

«Ты, мороз!»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичности.

      Ты, мороз, мороз, мороз,

   Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

 А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

             Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!

Сужение круга

Расширение круга

Сужение круга

Расширение круга

                          Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

                                                         Присели

«Как на горке снег»

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

     А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» — показать 4 раза

«Тили-бом!»

Цельа: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

лёгкий бег по кругу

на последнее слово — присесть

«Тук-тук»

Цель: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

«Маляр»

Цель: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!

Голубей, чем небеса».

Плавные движения рук, будто красим кистью

«Незнайка»

Хлопки

«Едет мышка на ежах»

Цель: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!

Едет мышка на ежах.

— Подожди, колючий ёж!

Больше ехать невтерпёж!

Больше ехать невтерпёж!

Очень колешься ты, ёж!

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

«Котенька-коток»

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока.

Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

        Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время