Игры и упражнения
Старшая группа
«Хлопаем в такт»
Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.
«Сенокос»
Цель: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.
«косит»
«сгребает»
«носит»
«кидает»
вращение колёс
движение головы вправо-влево
притопы
4 прыжка на одной ноге
«хромает»
«Помидоры»
Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм.
В огороде за забором
Созревают помидоры.
Держатся за колышки,
Греются на солнышке.
«Яблонька»
Цель: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений.
Веточки на яблоньке
Висли от печали.
Яблочки на веточках
Висели и скучали.
Девочки и мальчики
Ветки раскачали,
Яблоки о землю
Громко застучали.
Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз
Качание опущенных рук вправо-влево.
Качание рук вперёд-назад
Хлопки по коленкам
«Ай, дуду»
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.
Ай, дуду, дуду, дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во трубу серебряну.
Через мышкин, мышкин дом
Идёт дым столбом, столбом.
Кошка с мышкой подрались,
В одной ямке собрались.
Пружинка с разворотом
Имитация игры на трубе
Изображают дым
Выброс пальцев кистей рук («брызги»)
Сужение круга в центре, присесть
«Волк»
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.
Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт.
Страшный волк-волчи-ще, выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
Острые зуби-щи, выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
«Ты, мороз!»
Цель: развитие слухового внимания, ритмичности.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмём
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки-самокаточки,
С горки –Ух!
Сужение круга
Расширение круга
Сужение круга
Расширение круга
Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки
Присели
«Как на горке снег»
Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
4 хлопка
4 шлепка по коленкам
7 притопов
«тс» — показать 4 раза
«Тили-бом!»
Цельа: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Тили-тили, тили-бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
Жалко мне зайчишку –
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!
Прист. шаг, пружинка (2 раза)
3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу
наклоны головы вправо-влево
лёгкий бег по кругу
на последнее слово — присесть
«Тук-тук»
Цель: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.
Тук-тук-тук-тук-
Это что за стук?
Деревянный это звук:
Тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук-
Это что за стук?
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Кулачок о кулачок
Хлопки
Шлепки
Кулачок о кулачок
Кулачок о кулачок
Хлопки
Шлепки
Кулачок о кулачок
«Маляр»
Цель: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.
Есть у мастера сноровка:
Водит кистью очень ловко,
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
Удивлялась птичья стая,
Мимо дома пролетая:
«Вот так крыша! Чудеса!
Голубей, чем небеса».
Плавные движения рук, будто красим кистью
«Незнайка»
Хлопки
«Едет мышка на ежах»
Цель: развивать внимание, координацию, чувство ритма.
Трах-трах-тарарах!
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж!
Больше ехать невтерпёж!
Больше ехать невтерпёж!
Очень колешься ты, ёж!
Хлопки
Шлепки по коленкам
Щелчки-клювики
Притопы
Хлопки – «тарелочки»
Хлопки
«Котенька-коток»
Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Ах ты, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе коту, коту
За работу заплачу.
Дам кусочек пирога,
Полну миску молока.
Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.
«Зовут» ручками
плавные движения качания
Шаги по кругу в другую сторону
Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время