1.     Социально коммуникативное развитие

1.«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

задача: Сказать кукле своё имя

Игровые действия: Подойти к кукле, поздороваться и назвать своё имя.

Правила игры: по одному подходят к кукле и называют свое имя.

Ход игры: К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

ВДО: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут кукла Маша, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, тот может знакомиться с детьми группы.

Результат: Все дети подошли к кукле и поздоровались.

2 «Хорошо — плохо»

Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.

задача: Оценить поступок на картинке.

Игровые действия: Рассмотреть картинку, рассказать, что на ней изображено.

Правила игры: подходить друг за другом.  

Ход игры: Дети играют в парах. Каждой паре ВДО предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

Результат. Имеют представления о хороших и плохих поступках

3. «Игра поварята»

цель: развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

задача: Выскочить, узнав свой овощ

Игровые действия: Поиск нужных овощей для приготовления блюда.

Правила игры: Договориться кто каким овощем будет. Выскакивать только когда тебя назвали.

Ход: Дети играют в кругу. Круг — это кастрюля. Воспитатель предлагает детям сварить какое-либо блюдо (суп, компот, кашу, …). Дети договариваются кто кем будет (картошкой, морковкой, мясом и т.д). Ведущий выкрикивает какой-либо ингредиент, и какого выкрикнули выскакивает в круг следующий компонент берёт его за руку. Когда все окажутся в одном круге, блюдо готово.

Результат: Все овощи для блюда в кругу.

4 «Комплементы»

Цель: формировать умение у детей говорить друг другу комплименты.

задача: Сказать другу комплимент

Игровые действия: Подобрать нужное слово.

Правила игры: Сказать комплимент другу.

Ход игры: Дети встают круг и берутся за руки. Воспитатель д.о. обращается к ребенку, стоящему справа от нее: «Саша, ты сегодня такой вежливый!». Далее Саша обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Результат: Все дети скажут друг другу приятные слова.

5 «Зеркало»

Цель: Развитие эмпатий у детей дошкольного возраста.

Игровая задача: Повторять движения за ведущим.

Игровые действия: Выполнение движений.

Правила игры: Повторять движения за ведущим.

Ход: Выбирается ведущий, он стоит в середине круга, он будет зеркалом, а остальные за ним будут всё повторять (мимику, жесты). Затем ведущий меняется.

Результат: повторяют мимику, жесты

6 «Отвечай не зевай».

Цель: преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста.

задача: Отвечать на вопросы.

Игровые действия: Отвечать на вопросы двигаться вперёд.

Ход: Площадка делится на две части, на одной стороне стоит ведущий на другой несколько детей, воспитатель по очереди каждому задаёт простые вопросы, кто правильно ответит двигается вперёд. Выигрывает тот, кто первый дойдёт до ведущего.

Результат: Выигрывает тот, кто первый дойдёт до ведущего.

7«Волшебные водоросли»

Цель: Преодоление конфликтных ситуаций среди дошкольников.

Задача: Проникнуть круг. Пропускать, когда тебя хорошо просят.

Игровые действия: Просить чтоб тебя пропустили, вежливо.

Правила игры: Просить, чтоб тебя пропустили в круг хорошо.

Ход: Выбираются водоросли они образуют круг, остальным детям необходимо проникнуть в круг. Водоросли понимают человеческую речь, могут расслабиться и пропустить если их хорошо попросить, и не пропускают если их плохо попросят.

Результат: Вежливое общение

8 «Зоопарк»

Цель: развитие невербальных средств общения.

Задача: Изобразить мимикой, жестами животное. Речь использовать нельзя.

Игровые действия: Изобразить животное.

Правила игры: Во время игры нельзя использовать речь, только мимику и жесты.

Ход: ВДО предлагает детям превратится в какое-либо животное. Движением, мимикой, жестами ребёнок показывает животное, остальные должны угадать кого он показал.

Результат: Угадать кого показал.

9 «Найди отличия»

Цель: развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Задача: Нарисовать рисунок, поиск изменившейся части.

Игровые действия: поиск изменившейся части.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку нарисовать рисунок, затем берёт этот рисунок и дорисовывает какие-либо детали, ребёнок должен найти что изменилось. Затем взрослый рисует рисунок, а ребёнок изменяет.

Результат: Найденная изменённая деталь.

10 «Доброе животное»

Цель: преодоление негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

Задача: Начать действие по сигналу ведущего, вместе со всеми.

Игровые действия: Движение под счёт вместе со всеми в круг

Правила игры: Двигаться вместе со всеми.

Ход: Игра проводиться в кругу. Дети представляют, что они одно большое животное. Давайте послушаем как оно душит, а теперь подышим вместе с ним, на раз вдох шаг вперёд, на два выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох два шага назад.

Результат: Круг образует дышащее животное.

11«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Задача: подобрать нужные слова

Игровые действия: дети в магазине покупают нужные слова

Правила игры: подбирать ласковые и добрые слова

ход игры : ВДО : у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

 Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе

яблоко ?

Результат: Выигрывает, тот ,кто подберет больше слов

12 «Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Задача: сотрудничество со сверстниками

Игровые действия: дети волшебники, творят чудеса

Правила игры: придумать какой подарить подарок

Ход игры: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

Результат: выбор подарка

13«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Задача: изобразить любимую игрушку

Игровые действия: отгадать какую игрушку изобразили

Правила игры: нельзя говорить, только показывать

Ход игры: Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

Результат: отгаданные игрушки

14 «Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Задача: подобрать ласковые слова

Игровые действия: один ребенок сидит на «волшебном стуле», остальные говорят ему ласковые слова

Правила игры: придумать .как можно больше ласковых слов

Ход игры: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

Результат: Выигрывает .тот ,кто назвал больше ласковых слов

15 «Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Задача: формировать умение у доверять

Игровые действия: преодолевают любые препятствия, держась за плечи впереди стоящего

Правила игры: держаться за плечи впереди стоящего, не отпускать руки

Ход игры: Перед игрой ВДО беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д

Результат: задание выполнено, в соответствии с правилами игры

 

Формирование элементарных математических представлений

1.

Цель:  формировать умение у детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Задача:

Игровые действия: Искать колечки

Правила игры: Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!»

Ход игры: Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

Результат: подобранны колечки

2 «Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Задача: правильно наложить фигуры

Игровые действия: накладывать фигуры на карточки

Правила игры: наложить на карточку фигуру ,чтобы они совпали.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Результат собранные карточки

3. «Отгадай»

Цель: Развивать представление детей о геометрических фигурах.

Задача: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник

Игровое правило: Угадать на что похожа геометрическая фигура.

Игровое действие: Называть предметы на что похожа та или иная геометрическая фигура.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре которого находится ведущий с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале ведущий показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому ведущий покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…. Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

Результат: названы фигуры и на что похожи

4. «Составь фигуру»

Цель: анализ и обследование геометрических фигур зрительно-осязаемым способом.

Задача: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола

Игровые действия: составлении геометрических фигур на плоскости стола,

Правила игры: выполнять задания по команде

Ход игры: Задания:

1.Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2.Составить маленький и большой квадраты;

3.Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

4.Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Результат: выполненное задание

5. « Найди и назови»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве- личине

Задача: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Игровые действия: работа с фигурами

Правила игры: выбрать, назвать и показать фигуры

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Результат выполненное задание

6.«Строим дома»

Цель: развивать интерес детей к счётной деятельности, к цифрам. Развивать мелкую моторику, тактильные качества, умение на ощупь определять цифру.

Задача: Закреплять знания о цифрах до 5.

Игровые правила: Узнать цифру на ощупь.

Игровые действия: По очереди доставать цифры из мешочка. Закрывать кирпичиком домик.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди каждый запускает руку в мешочек и не доставая цифру называет её. Потом достаёт и дети проверяют правильно он назвал или нет. Если правильно, то один «кирпичик» кладёт на такую же цифру на доме. Затем ход другого ребёнка, если ребёнок не правильно назвал цифру, то он пропускает ход.

Результат: Выигрывает тот, кто быстрее построит дом, т. е. закроет все цифры на доме «кирпичиками».

7.«Найди ленточку такой же длины»

Цель: Закрепить знания названий цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к математическим играм.

Задача: формировать умение у детей сравнивать ленточки разной длины, используя прием наложения.

Игровые действия: Дети взяли по ленточки и наложили их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали. Вопросы: Какая ленточка длинная? (красная) Какая ленточка короткая? (зеленая)

Правила игры: определить какие ленточки короткие, а какие длинные. Короткие ленточки положить в маленькую корзину, а в большую длинные ленточки.

Ход игры: Предложить детям положить длинную в большую корзину, короткую в маленькую корзинку.

Предложить другим двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.

Результат поощрение детей

8. «Найди свой домик»

Цель: Развивать логическое мышление у детей.

Задача: Формирование умений детей видеть равное количество предметов, расположенных по – разному, считать до 5, определять положение предмета в пространстве и выполнять действия по сигналу воспитателя.

Игровые действия: находят свои домики

Правила игры: По сигналу ВДО «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» — бегут к своим домикам.

Ход игры: Детям раздаются карточки с разным количеством кругов. По сигналу ВДО «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» — бегут к своим домикам.

Результат ВДО вместе с детьми проверяет, правильно ли они нашли свои домики, одного – двух «жильцов» просит сосчитать кружки на своей карточке и на таблице домика.

9. «Геометрическое лото»

Цель: Развивать логическое мышление у детей.

Задача: Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма.

Игровые действия: заполнить карточку

Правила игры: раньше всех заполнить свою карточку

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Ведущий показывает геометрические фигуры и отдает тому, у которого имеется такая фигура на карточке.

Результат Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою карточку.

10. «Сделай узор»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Задача: формировать умение у выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).

Игровые действия: выкладывание узора

Правила игры: нужно внимательно рассмотреть образцы салфеток и выложить такой же узор из геометрических фигур.

Ход игры: пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке. Рассматривание образцов салфеток. Вопросы: Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги)Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги)Как расположены квадраты? (по уголкам)

Как называется фигура, расположена между треугольниками? (прямоугольник)

Результат Поощрение детей

11. «Палочки в ряд»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы

Задача: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Игровые действия: палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине

Правила игры: примеривать и перестраивать палочки нельзя

Ход игры: ВДО знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет воспитатель

Результат поощрение детей

12. «Сколько?»

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Задача: закрепить порядковый счет

Игровые действия: Называть число соответствующее картинк

Правила игры: Не получить штрафную фишку.

Ход игры: Ведущий показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Результат Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.

13. «Божьи коровки на ромашках»

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, , ориентироваться на плоскости

Задача: закреплять знания цифр до 5

Игровые действия: разложить божьих коровок по порядку, подобрать соседей.

Правила игры: разложить ромашки по порядку, пересчитать их. Сосчитать в обратном порядк

Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую)». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.

Результат: Божьи коровки разложены по порядку.

14. «Накорми белочек и зайчиков»

Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения.

Задача: формировать умение уравнивать неравные группы

Игровые действия: Дети кормят животных

Правила игры: уровнять неравные группы путем добавления предметов

Ход игры: Вы хотите узнать, как белочкам и зайчикам живется в лесу зимой? Они могут рассказать. Белочка делает запасы, зайчики нет. В лесу холодно и мало еды. Чем мы можем им помочь? Дети решают накормить животных.

На фланелеграф выставляются плоскостные изображения зайчиков и белочек. Предлагают детям посчитать белочек и зайчиков.

Зайчиков 5 и белочек 5. Что можно сказать про зайчиков и про белочек? (их поровну) Предлагают посмотреть, что лежит в корзинках.

У каждого ребенка в корзинке 5 шишек, 4 морковки.

Вопросы: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько шишек? Сколько морковок? (посчитать) считают шишки, а затем морковки. Сравнивают.

Результат Белочкам и зайчикам очень понравилось угощения и они благодарят детей.

15. «Мы художники»

Цель: формировать умение у детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету.

Задача: формировать умение у ориентироваться в пространстве

Игровые действия:

Правила игры: Чтобы получилась красивая картина, надо точно выполнить команды.

Ход игры: Сейчас мы с вами превратимся в художников, и все вместе создадим картину. Вместо красок у нас есть готовые картинки, а вместо альбомного листа фланелеграф. Ребенок подходит к фланелеграфу, ставит березку на центр фланелеграфа. Скажи, куда ты поставила березку? (в центр)

Следующего ребенка, вызываю к фланелеграфу и просят поставить слева от березки ёлочку и т.д.

Результат получилась картина.

Окружающий мир

1.«Четвёртый лишний».

Цель: Закреплять представления о домашних и диких животных

Задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: найти на карточке животное и закрыть его фишкой.

Ход игры: Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделённые на четыре клеточки. В трёх клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвёртой клеточке изображён фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой. ВДО: Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

Результат: закрыть правильно лишний предмет.

2.«Где растет?»

Цель: воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя

Задача: формировать умение у детей группировать овощи и фрукты

Игровые действия: Разобрать муляжи на овощи и фрукты.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад

Ход игры: Среди детей делятся на две команды: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу ВДО дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинками. Та команда, которая первой закончила работу, выигрывает.

Результат: Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

3.«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), Научить группировать растения по виду.

Задача: закреплять умение находить нужный цветок по описанию.

Игровые действия: продавать растения

Правила игры: Описать растение которое хочешь купить.

Ход игры: Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Результат: Выигрывает тот, кто больше наберёт растений.

4«Кого покатаем на машине?»

Цель: Побуждать детей объединять предметы по материалу.

Задача: найти предметы по материалу

Игровые действия: Объединение, катание на машине.

Правила игры: По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы по материалам.

Ход игры: Взрослый показывает машину. Дети рассматривают машину. Взрослый предлагает покатать игрушки, но только те, которые сделаны из глины, (дерева, ткани, бумаги). Ребята находят в групповой комнате необходимые предметы и по очереди их катают.

Результат: правильно подобраны предметы по описанию

5.«Чудесный мешочек»

цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Задача: Угадать предмет в мешочке. Описать его.

Игровые действия: Угадывание предмета в мешочке.

Правила игры: на ощупь определить предмет

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, назвать характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Результат: Кто больше угадал предметов

6.«Что сначала, что потом?»

Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах Развивать реакцию

Задача: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, Игровое действие: Построить карточки по порядку.

Правила игры: действовать по сигналу

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Результат: Все карточки построены правильно.

7.«Когда это бывает?»

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

задача: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года

Игровые действия: Найти свою карточку. Объяснить почему она нужна тебе.

Правила игры: Первым закрыть свою карту

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него.

Результат: Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

8. «Угадай из чего сделано»

Цель: Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения:

Задача: Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Игровые действия: Группирование.

Правила игры: По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам.

Ход игры: Игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснить, из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

Результат: Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

9.«Дорожные знаки»

Цель: Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Задача: формировать умение у детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

Игровое действие: Ориентироваться в дорожной ситуации.

Игровое правило: Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Ход игры: На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки. Дети делят игрушки — машинки и машинки, вспоминают правила дорожные. Нарушивших правила движения, задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять правила дорожного движения. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона.

Результат: Выигрывает тот у кого сохранились все лепестки.

10.«Чудесный цветок»

Цель: Формировать бережное отношение к природной среде. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

Задача: формирование знаний взаимозависимости природы и человека

Игровое действие: На предметы созданы человеком положить ладошку, на предметы, созданные природой цветок.

Игровое правило: Найти что сделано человеком, а что природой

Ход игры: Вместе с ВДО дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку», а на те предметы, что созданы природой кладут «листик». Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

Результат: Вся картинка заполнена.

11.«Кому что нужно»

Цель: Использовать знания детей о предметах, окружающих их.

Задача: Определить кому нужна одежда.

Игровое действие: Разложить на панно правильно одежду.

Игровое правило: разделить одежду для мальчиков и для девочек

Ход игры: Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке.

Результат: Когда закончат игру, то объясняют, почему они так

считают.

12. «Что кому»

Цель: воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Задача: формировать умение соотносить орудия труда с профессией людей; Игровое действие: Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы

Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий — игрушки.

Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Результат: определены предметы труда для разных профессий

13. «Какое время года?»

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Задача: формировать умение у детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

Игровое действие: ответить на вопросы

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры: У ВДО на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель д. о. спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

Результат: названы времена года

14. «Где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о среде обитания животных, растений т. д.

Задача: определить среду обитания животных, растений и т. д.

Игровое действие: ответы на вопросы

Игровое правило Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?

В: А что значит хороший человек?

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: В каких словах живет буква «А»?

В: Где живет слово?

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

В: Где живет грустная мелодия?

Результат: выигрывает кто больше дал ответов

15. «Где это можно купить»

Цель: формировать умение у детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных;

Игровое действие: закрыть карточки

Игровое правило Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

Результат: кто быстрей закроет карточки

детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Задача:

Игровые действия: Искать колечки

Правила игры: Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!»

Ход игры: Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

Результат: подобранны колечки

2 «Лото»

Цель освоение умений выделять различные формы.

Задача: правильно наложить фигуры

Игровые действия: накладывать фигуры на карточки

Правила игры: наложить на карточку фигуру ,чтобы они совпали.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Результат собранные карточки

3. «Отгадай»

Цель: Развивать представление детей о геометрических фигурах.

Задача: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник

Игровое правило: Угадать на что похожа геометрическая фигура.

Игровое действие: Называть предметы на что похожа та или иная геометрическая фигура.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре которого находится ведущий с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале ведущий показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому ведущий покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…. Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

Результат: названы фигуры и на что похожи

4. «Составь фигуру»

Цель анализ и обследование геометрических фигур зрительно-осязаемым способом.

Задача: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола

Игровые действия: составлении геометрических фигур на плоскости стола,

Правила игры: выполнять задания по команде

Ход игры: Задания:

1.Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2.Составить маленький и большой квадраты;

3.Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

4.Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Результат: выполненное задание

5. « Найди и назови»

Цель Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве- личине

Задача: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Игровые действия: работа с фигурами

Правила игры: выбрать, назвать и показать фигуры

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Результат выполненное задание

6.«Строим дома»

Цель: развивать интерес детей к счётной деятельности, к цифрам. Развивать мелкую моторику, тактильные качества, умение на ощупь определять цифру.

Задача: Закреплять знания о цифрах до 5.

Игровые правила: Узнать цифру на ощупь.

Игровые действия: По очереди доставать цифры из мешочка. Закрывать кирпичиком домик.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди каждый запускает руку в мешочек и не доставая цифру называет её. Потом достаёт и дети проверяют правильно он назвал или нет. Если правильно, то один «кирпичик» кладёт на такую же цифру на доме. Затем ход другого ребёнка, если ребёнок не правильно назвал цифру, то он пропускает ход.

Результат: Выигрывает тот, кто быстрее построит дом, т. е. закроет все цифры на доме «кирпичиками».

7.«Найди ленточку такой же длины»

Цель Закрепить знания названий цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к математическим играм.

Задача: формировать умение у детей сравнивать ленточки разной длины, используя прием наложения.

Игровые действия: Дети взяли по ленточки и наложили их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали. Вопросы: Какая ленточка длинная? (красная) Какая ленточка короткая? (зеленая)

Правила игры: определить какие ленточки короткие, а какие длинные. Короткие ленточки положить в маленькую корзину, а в большую длинные ленточки.

Ход игры: Предложить детям положить длинную в большую корзину, короткую в маленькую корзинку.

Предложить другим двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.

Результат поощрение детей

8. «Найди свой домик»

Цель Развивать логическое мышление у детей.

Задача: Формирование умений детей видеть равное количество предметов, расположенных по – разному, считать до 5, определять положение предмета в пространстве и выполнять действия по сигналу воспитателя.

Игровые действия: находят свои домики

Правила игры: По сигналу ВДО «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» — бегут к своим домикам.

Ход игры: Детям раздаются карточки с разным количеством кругов. По сигналу ВДО «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» — бегут к своим домикам.

Результат ВДО вместе с детьми проверяет, правильно ли они нашли свои домики, одного – двух «жильцов» просит сосчитать кружки на своей карточке и на таблице домика.

9. «Геометрическое лото»

Цель Развивать логическое мышление у детей.

Задача: Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма.

Игровые действия: заполнить карточку

Правила игры: раньше всех заполнить свою карточку

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Ведущий показывает геометрические фигуры и отдает тому, у которого имеется такая фигура на карточке.

Результат Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою карточку.

10. «Сделай узор»

Цель Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Задача: формировать умение выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).

Игровые действия: выкладывание узора

Правила игры: нужно внимательно рассмотреть образцы салфеток и выложить такой же узор из геометрических фигур.

Ход игры: пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке. Рассматривание образцов салфеток. Вопросы: Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги)Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги)Как расположены квадраты? (по уголкам)

Как называется фигура, расположена между треугольниками? (прямоугольник)

Результат Поощрение детей

11. «Палочки в ряд»

Цель Совершенствовать умение сравнивать предметы

Задача: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Игровые действия: палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине

Правила игры: примеривать и перестраивать палочки нельзя

Ход игры: ВДО знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет ВДО.

Результат поощрение детей

12. «Сколько?»

Цель упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Задача: закрепить порядковый счет

Игровые действия: Называть число соответствующее картинк

Правила игры: Не получить штрафную фишку.

Ход игры: Ведущий показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Результат Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.

13. «Божьи коровки на ромашках»

Цель упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, , ориентироваться на плоскости

Задача: закреплять знания цифр до 5

Игровые действия: разложить божьих коровок по порядку, подобрать соседей.

Правила игры: разложить ромашки по порядку, пересчитать их. Сосчитать в обратном порядк

Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую)». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.

Результат: Божьи коровки разложены по порядку.

14. «Накорми белочек и зайчиков»

Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения.

Задача: Формировать умение сравнивать группы предметов.

Игровые действия: Дети кормят животных

Правила игры: уровнять неравные группы путем добавления предметов

Ход игры: Вы хотите узнать, как белочкам и зайчикам живется в лесу зимой? Они могут рассказать. Белочка делает запасы, зайчики нет. В лесу холодно и мало еды. Чем мы можем им помочь? Дети решают накормить животных.

На фланелеграф выставляются плоскостные изображения зайчиков и белочек. Предлагают детям посчитать белочек и зайчиков.

Зайчиков 5 и белочек 5. Что можно сказать про зайчиков и про белочек? (их поровну) Предлагают посмотреть, что лежит в корзинках.

У каждого ребенка в корзинке 5 шишек, 4 морковки.

Вопросы: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько шишек? Сколько морковок? (посчитать) считают шишки, а затем морковки. Сравнивают.

Результат Белочкам и зайчикам очень понравилось угощения и они благодарят детей.

15. «Мы художники»

Цель: формировать умение у детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету.

Задача: формировать умение у ориентироваться в пространстве

Игровые действия:

Правила игры: Чтобы получилась красивая картина, надо точно выполнить команды.

Ход игры: Сейчас мы с вами превратимся в художников, и все вместе создадим картину. Вместо красок у нас есть готовые картинки, а вместо альбомного листа фланелеграф. Ребенок подходит к фланелеграфу, ставит березку на центр фланелеграфа. Скажи, куда ты поставила березку? (в центр)

Следующего ребенка, вызываю к фланелеграфу и просят поставить слева от березки ёлочку и т.д.

Результат получилась картина.