«Музыкальный паровоз»

Цель: формировать умение определять характер музыки.

Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.

Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).

Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.

Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

«Кто вышел погулять?»

Цель: формировать умение детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу  в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

«Что ты, ёж?»

Цель: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

            Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

 Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

   Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

«Настали стужи»

Цель: формировать умение детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

           Наконец настали стужи.             4 хлопка

          Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

          И, чирикая, детей                        («клювики»)

          Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

«Зайчики и лошадки»

Цель: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q  — три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

«Утята»

Цель: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

              Вышли с мамой налегке    шаг  + игра на барабане

              Малые ребята.

    И поплыли по реке     «плывут» + глиссандо на металлофоне

              Жёлтые утята.

«Капли»

Цель: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

                    Капли раз, капли два,

                    Капли медленно сперва –

    Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки)

                     Кап-кап, кап-кап.

                     Стали капли поспевать,

                     Капля каплю догонять –

         Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки)

                      Кап-кап, кап-кап.

                      Зонтик поскорей раскроем,

          От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу)

«Ёж»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж                           шаги

                               Собирает, фош-фош,

                           Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

               Вкусные грибочки.                                       (4 раза)

«Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

           Через речку, через мост              приставной шаг с пружинкой

           Серый грозный волк идёт.     

           Страшный волк-волчи-ще,         выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                  раскрывая кулачки

            Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            4 хлопка

            Острые зуби-щи,                         выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                   раскрывая кулачки

             Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            4 хлопка

«День и ночь»

Цель: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

«Сочиняем музыку»

Цель: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).

Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

«Музыкальные зарисовки»

Цель: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

«Хлопаем в такт»

Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

«Шагаем под музыку»

Цель: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

«Карусель»

Цельа: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым  шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.