Речевые игры и упражнения

Вторая младшая группа.

«Угадай, на чём играет Петрушка»

Цель: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование: Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры: Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание: Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

«Тихий и громкий дождик»

Цель: формировать умение различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование:  Деревянные кубики.

Ход игры: Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание: Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

«Музыкальные картинки»

Цель: формировать умение детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование: Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание: В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры: Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

«Ножки шагают и бегают»

Цель: формировать умение детей различать ритм шага и бега.

Оборудование: Деревянные палочки.

Ход игры: Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а  ножки. Ножки могут идти шагом, а могут бежать. Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание: Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

«Солнышко» (потешка)

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Цель: Развивать ощущения метрической пульсации и координации.

Движение.

1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1.  дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2.  декламация с движением;

«Зайцы и медведь»

Цель: формировать умение узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

«Солнышко и дождик» (муз. Косенко)

Цель: формировать умение услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Методика проведения:

1.  На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2.  Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3.  Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

«Что делает Петрушка?»

Цель: формировать умение на слух угадывать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.

Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.

«На что похож звук?»

Цель: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.

Детям предлагается поиграть на инструменте.

«Что как звучит?»

Цель: формировать умение продумывать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

«Кто вышел погулять?»

Цнль: формироват умениепод музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

«Кто идёт?»

Цель: формировать умение смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем  нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

                                               Топ-топ, топ-топ,

                                                Это мишенька идёт.

Ти-ти-там, ти-ти-там,

    Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит

    И листочками шуршит.

«Говорим по-разному»

Цель: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

                  Тише мыши, тише мыши,                   p

Кот сидит на самой крыше.

                  Мышка, мышка, берегись                  f

И коту не попадись!

                 На скамейке у окошка                       p

Улеглась и дремлет кошка.

               Вот теперь мышам раздолье,          f

   Быстро вышли из  подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

               Кошка глазки открывает,               p

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает…

                  Прыг! – побежала,                           f

Мышек разогнала!

               Тише, тише, тише, тише.              p

Кто кузнечика услышит?

              То тут, то там                               f

Кто-то скачет по кустам.

                Наша Таня громко плачет.           f

Уронила в речку мячик.

                  Тише, Танечка, не плачь:              p

Не утонет в речке мяч.

«Озвучим оркестром»

Цель: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.